Бывают сны, которые я для себя обозначаю словом «хрестоматийные». Психика делает все, чтобы поиграть с нами в прятки, подкидывает тот или иной сон, приглашая основательно покопаться, анализируя сновидение, или же остаться в неведении, относительно зашифрованных в нем, подавленных чувств и событий.
Когда клиент начинает курс психологического консультирования, психика сразу начинает выдавать сновидческую продукцию – яркие, непонятные сны. Вообще, работа со сновидениями, это отдельная тема. Дело в том, что мы не можем осознавать все, что с нами происходит сейчас или должно случиться. Психика устроена таким образом, что вытесняет травмирующие переживания, тщательно отфильтровывая то, что психологически переварить человеку сейчас не под силу, и помещает этот материал в бессознательное. Она практически никогда не вступает в прямой диалог с человеком, говоря, например: «Знай, если тебе приснилось, что твой сосед завтра нападет на тебя с топором, это значит, тебе стоит опасаться Петра Иваныча, из 34 квартиры» Сны с точки зрения психологии – это флер нашего бессознательного. Бессознательное играет роль «чердачка», куда вытесняются не нужные до поры до времени вещи. Но они могут периодически врываться в наше сознание, создавая дискомфорт, а в более сложных случаях, приводя к заболеваниям. Важная информация, скрытая от нашего сознания, может быть закодирована в виде символов, проявляющихся в сновидениях. Существуют сонники, которые, однако, обычно, очень обобщают. Есть универсальные символы, например, считается, что море, океан, река – это материнская среда; ствол – фаллический символ, мост – переход из одного важного жизненного этапа в другой, в частности, при возрастном кризисе. Но это, повторюсь, обобщение, а так, у каждого человека потенциально есть свой «толковый словарик сновидений», где собраны именно его собственные символы.
Часто в ходе консультирования, Клиент говорит: «Знаете, мне вчера приснился очень странный сон…» И мы начинаем работать с этой темой. Анализировать сновидение можно с помощью разных техник, опирающихся на психоанализ, на процессуально-ориентированную работу (следовать за процессом в психике, каким бы он ни был), применяя технику эмоциональной экстракции. По сути, в каждом психологическом методе, существуют свои техники работы со снами.
Понятно, что раз теме сновидений всегда отводилась почетная роль в любой психологической школе, это делалось неспроста. Иногда, понимание сна, правильная его интерпретация - кратчайший путь к извлечению психотравмирующего материала и вытесненных, подавленных эмоций, их осознанию и, как следствие, существенное повышение качества жизни.
Так вот, что касается снов, которым я дала название «хрестоматийные». События, происходящие в этих сновидениях, с чистой совестью можно перенести в реальную жизнь. Они, что называется, «буквальны». Психика, в данном случае, даже не утруждается замаскировать какой-то материал, а выкладывает факты, которые уже давно пыталась сообщить сновидцу в неприкрытом виде. Это сны, в которых события практически совпадают с реальностью, каковой она могла бы быть. В них мало символического. В них все по полочкам. Если в сюжете сновидения присутствует измена близкого человека, то речь идет именно об измене. Если в сюжете проигрывается тема смерти пожилого родственника – то в реальности, человек как раз и опасается этого. Казалось бы, что же нового, таким образом, психика может нам сообщить, если уже и так все ясно?
Такие сны бывают и у меня, и у моих Клиентов, и с ними очень интересно и полезно работать. Всплывает много разных деталей. Во-первых, во время такого сновидения, Клиент именно «переживает», на чувственном и телесном уровне, определенные события, имеющие непосредственное влияние на его жизнь. Он мгновенно получает опыт переживания той или иной ситуации, о которой постоянно думает и в которой себя представляет. Например, одной клиентке приснилось, что она, наконец-то переехала в страну, куда очень давно мечтала эмигрировать и вдруг она просто «…нутром почуяла, что это не мое – ну ведь точно не мое, до дрожи в коленках». Во сне она мгновенно пережила опыт, который в жизни ей удалось бы получить за долгий период времени. Причем наверняка, этот опыт растянутый во времени, привел бы к разочарованию и эмоциональному выгоранию, если бы она получила его в реальности. Безусловно, этому предшествовала достаточно интенсивная консультативная работа, и не менее интенсивная работа девушки над собой.
Я заметила, что такой сон, как будто ставит точку в каком-то вопросе, подводит черту под давней проблемой. Клиент часто просыпается после хрестоматийного сна с мыслью, что все для него стало очевидным. Он как будто восклицает – «Вот же оно, все на поверхности! Как я раньше этого не видел?!». И теперь мы можем подключить какой то из методов анализа сновидений, разобраться в остальных его деталях, проговорить, какие чувства вызвал этот сон, на какие решения в будущем может натолкнуть. Что стало очевидным? Как теперь вы намерены поступать в ситуации, которая вас беспокоила. Часто параллельно с инсайтом от сна, приходит осознание и других жизненных вопросов, все как будто решается само собой.
Автор: психолог Надежда Тордия