Эмоциональный интеллект включает способность понимать эмоции у себя и у других, а также адаптивно приспосабливаться к окружающей среде и изменяющимся требованиям.
Это понятие было введено в психологию в начале 1990 годов, психологами Петером Саловеем и Джоном Майером. Спустя пять лет его подхватил и популяризировал журналист Дэниел Гоулман. Благодаря ему понятие эмоциональный интеллект приобрело вес в деловых кругах и стало использоваться и в коммерческом контексте.
В Украину, как и в другие страны постсоветского пространства, это понятие пришло с опозданием лет на 15-20 и сначала не очень прижилось, так как для многих звучало как нечто искусственное. Удивляться этому не стоит – в СССР не принято было озвучивать большинство эмоций, им вообще уделялось непростительно мало внимания.
Кто-то не очень признает термин «эмоциональный интеллект», заменяя его термином, придуманным Клодом Штайнер: «эмоциональная грамотность», так как считают, что он лучше отражает смысл явления.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом может умело получать информацию от считывания чувств, прекрасно дифференцирует свои собственные эмоции и принимает решения, основываясь на этой информации.
Эмоциональный мир человека, формируется в очень раннем возрасте, под влиянием родителей и других значимых взрослых. В каждой семье изначально есть какая-то культура проявления эмоций, основанная на семейных ценностях. И если некоторые эмоции родителями не одобряются, ребенку, а затем и взрослому, сложно будет их осознавать и выражать. Это означает, что происходит затор, блокировка определенных эмоций.
Очень важно распознавать свои чувства, но также важно уметь их правильно выражать, иначе они будут на нас влиять. Например, невыраженная злость, может превращаться в пассивную агрессию, если в вашей истории детства вам запрещали выражать эту злость правильно и экологично.
Иногда человек говорит себе: «Я живу головой, а так хочется еще и чувствовать! Хочется получать от жизни удовольствие, наслаждаться, а не просчитывать, анализировать, с целью обезопасить всё, что только можно. Перестать лишний раз тревожиться и больше доверять жизни, людям, событиям. Хочу быть счастливым, а не только правильным!».
Жизнь головой происходит от эмоциональной закрытости, это как защитный механизм, связанный с душевной болью и страхами. А за этим панцирем может стоять ранимость, уязвимость, то есть то, что чувствовать порой невыносимо.
Возможно, ничего не чувствовать - стало для такого человека защитой от непринятия этих эмоций близкими... Чтобы возобновить чувствование придётся встретиться с тем, что вы когда-то чувствовать не смогли, и это желательно делать с поддержкой, например, в виде встреч с психологом, психотерапевтом.
Все это напрямую связано с развитием эмоционального интеллекта. В сети есть достаточно много книг, в которых содержатся упражнения по этой теме.
Если мы говорим о развитии эмоционального интеллекта у детей, сюда на первое место стоит отнести вербализацию эмоций. Когда чувства проговариваются с ребенком, он очень быстро начинает различать их у себя и у других. Лучше всего это делать во время игры. Но и в повседневном общении важно интерпретировать эмоции ребенка в разных ситуациях, например, «Ты сейчас заплакал, потому, что обиделся на меня, что я не разрешила тебе засунуть кота в стиральную машину?». Ребенку, который чувствует, что его эмоции понимают, принимают и не обесценивают, гораздо легче объяснить, почему ему что-то может категорически запрещаться.
Для детей есть также очень хороший давно проверенный способ развития эмоционального интеллекта: завести домашнее животное. Только если это не рыбки и не черепахи, разумеется. Ребенок учится безошибочно распознавать настроение и эмоции «инакоговорящего» существа, он становится прекрасным тренажером в этом плане. При этом важно, чтобы взрослые сами любили это живое существо. Если же рядом находится взрослый, который сам аутентичен и естественен в проявлении своих чувств, ребенку не составит труда отслеживать и правильно интерпретировать свои эмоции, и развиваться эмоциональный интеллект будет сам собой.
Если вопрос стоит о развитии эмоционального интеллекта у взрослого человека, можно попробовать смотреть фильмы без звука, чтобы определять эмоции героев. Таким образом, через какое-то время можно очень поднатореть в умении чувствовать состояния и настроения других людей.
Важно проговаривать свои эмоции, называть их по именам.
Ответить себе на вопрос:
Что вы чувствуете, когда вы довольны, когда вам нравится то, что происходит?
Что чувствуете, когда не нравится, и вы недовольны, тем, как складывается ситуация?
И опять-таки, назвать свои чувства поименно. Можно узнать много нового о себе.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно также учиться проживать подавленные эмоции. Лучше всего делать это со специалистом. Можно отталкиваться от того, каким образом эта эмоция отзывается в теле. Как можно описать ее с помощью метафор? С какими событиями она связана? Что больше всего хочется сделать, когда вы ее испытываете? Это очень помогает не только развивать эмоциональный интеллект, но и освободить негативные подавленные чувства и экологично их выразить, существенно улучшив качество жизни.
Автор: психолог Надежда Тордия